«Понятно, что надо будет говорить и о победе в СВО. Но тут главный вопрос: будут ли уже достигнуты соглашения о мире или прекращении огня? Не факт, что будут. Тогда, думаю, будем говорить об освобождении Донбасса как победе на данный момент», — рассуждает один из чиновников, курирующих внутреннюю политику в регионах.Не до конца понятно и то, сколько Москва готова потратить на 80-летие победы: по словам сотрудников региональных администраций и чиновника, работающего в аннексированной области Украины, денег в бюджетах регионов для масштабного празднования нет. «Для такой даты все будет скромно», — считает источник «Медузы» в правительстве одного из российских регионов, который знаком с планами празднования в соседних регионах.
Пожалуй, самый конкретный документ, который уже есть не только на руках у чиновников, но и в открытом доступе, — федеральный бренд-бук праздника. Госслужащие и политтехнологи, которым он главным образом и адресован, в разговоре с «Медузой» критикуют этот документ. По их словам, если делать мероприятия по подобным рекомендациям, получится не 80-летие победы в самой жестокой войне в истории, а локальный праздник в каком-нибудь небогатом регионе или даже муниципалитете.Власти регионов должны подготовиться к юбилею по этому бренд-буку в сроки, указанные в рекомендациях от политблока АП. Билборды уже начали появляться в российских городах (на них скульптура «Родина-мать», а также слоганы «Гордимся победой», «Спасибо за победу!» и «Победа будет за нами!»), агитация среди бюджетников, призывающая к участию в мероприятиях, стартует 1 марта, «брендирование» общественного транспорта — 1 апреля. В другом пособии (оно также имеется в распоряжении «Медузы») региональных чиновников знакомят с федеральными инициативами, в которых задействована компания «Яндекс».
Пользователи «Яндекс-навигатора» смогут выбрать в приложении голос советского радиоведущего Юрия Левитана и услышать произнесенные им фразы: «Поездка победоносно завершена!», «Маршрут перестроен! Наше дело правое! Победа будет за нами!» (вероятно, их создали с помощью искусственного интеллекта). Помимо этого, в «Яндекс-музыке» появится плейлист из военных песен той эпохи в исполнении современных артистов (каких — в рекомендациях не указано), а на маркетплейсах Lamoda, Wildberries и «Яндекс.Маркет» можно будет купить мерч, разработанный российскими дизайнерами специально для юбилея. Каким будет мерч и кто его авторы — пока неясно.
Но для высшего руководства страны все это — разговоры о российско-украинской войне, мероприятия в разных городах, декорации и сувениры — играет далеко не главную роль в праздновании. Важнее всего — парад в Москве и кто из зарубежных гостей готов на него приехать. Близкий к АП собеседник говорит, что это будет «обычный набор [лидеров] дружественных [стран], возможно, кто-то из Европы и кто-то „большой“ из США»:Сам Трамп — это фантастично, но пригласить-то можно. Парад может стать таким саммитом БРИКС 2.0 — покажет, что серьезной изоляции нет. Если покажет, конечно. Но пытаться точно будут.