КОЛЫБЕЛЬ АРКТИЧЕСКИХ КОНВОЕВ
Создание на территории Исландии британских и американских военно - морских баз и аэродромов позволяло обеспечить прикрытие союзных арктических конвоев и удержание морского «коридора» через Норвежское и Баренцево моря для доставки военных грузов из США и Великобритании в северные порты СССР.
На причалах Хвалфьордура и Рейкьявика формировались конвои, дозаправлялись перед выходом в море союзные транспорты, в основном американские, прибывавшие в Великобританию и Исландию из США.
21 августа 1941 г. из Хвалфьордура в порт Архангельск вышел первый северный конвой, получивший кодовое название «Дервиш» (по названию операции по его проводке) в составе 6 торговых судов в охранении трех эсминцев, трех минных тральщиков и трех противолодочных траулеров. 31 августа в сопровождении встретивших конвой в прибрежных территориальных водах СССР эсминцев Северного флота «Урицкий» и «Куйбышев» караван судов прибыл в Архангельск с грузом разобранных английских самолетов, грузовиков, морских мин, глубинных бомб, сырья и продовольствия.
С конвоем «Дервиш» была открыта программа военных поставок в СССР.
За период с 21 августа 1941 г. («Дервиш» или PQ-0) по 27 июня 1942 г. (PQ-17) из Исландии (Китового фьорда и Рейкьявика) в Архангельск и Мурманск были отправлены 13 морских конвоев. Начиная с сентября 1942 г. PQ-18 северные конвои формировались и отправлялись с британской базы в бухте Лох-Ю в Шотландии.
Граждане Исландии, не имевшей армии и флота, участвовали в составе британских экипажей в арктических конвоях. В беседе в Рейкьявике с одним из них, главным редактором самой крупной исландской газеты «Моргунбладид», мне стали известны подробности, связанные с подготовкой и проводкой из Исландии арктических морских конвоев. Запомнились его рассказы о радушном приеме, оказанном участникам конвоя жителями Архангельска и Мурманска. Побывав в Китовом фьорде, в 60 километрах от Рейкьявика, я осмотрел сохранившийся полуразрушенный причал. По рассказам местных жителей, этот фьорд оказался «заколдованным» для фашистской авиации из-за аномальных природных явлений: всякий раз, когда приближались самолеты, его закрывали густые облака, мешавшие прицельному бомбометанию.
Первые конвои из Исландии прошли незамеченными без потерь. Тогда еще Германия, занятая блокадой Великобритании, не успела перестроиться и выделить необходимые силы для перехвата каравана судов, доставлявших военные грузы в северные порты СССР.
Положение изменилось с марта 1942 г. после создания Германией на захваченных норвежской и финляндской территориях воздушных и военно-морских баз. Сосредоточив на них значительные силы - авиацию, крупные надводные корабли и подводные лодки, Германия начала непрерывные атаки на караваны судов, пытаясь прервать доставку в СССР военных грузов.
Первое судно, шедшее на трассе северных конвоев в составе конвоя PQ-7, было потеряно 7 января 1942 г. В марте был потоплен лесовоз «Ижора», следующий из Мурманска в Рейкьявик в составе каравана QP -8. Воздушной атаке подвергся вышедший 1 марта из Исландии караван PQ-12, пришедший в Мурманск без потерь. В апреле и мае сильным атакам со стороны германской авиации, надводных кораблей и подводных лодок поверглись последующие четыре конвоя. Конвой PQ-13 потерял 5 судов из 19.
В апреле 1942 г., ссылаясь на потери, понесенные PQ-13, британский премьер-министр У. Черчилль выступил против отправки в СССР конвоев, по крайней мере, до окончания полярного дня, т.е. почти на полгода. В послании от 6 мая И. Сталин обратился к У. Черчиллю с настоятельной просьбой отправить в СССР в течение мая 90 судов, скопившихся в портах Исландии. Британский премьер вынужден был временно отступить, и в мае были отправлены еще три конвоя.
В караване PQ-14 из-за ледовых условий и тумана 14 из 23 судов пришлось вернуться в Исландию, одно судно погибло и только 8 продолжили путь и пришли в Мурманск. В конвоях PQ-15 и PQ-16 из 60 транспортов жертвой германских воздушных атак стали 10 судов.
Трагическая судьба последнего из сформированных на причалах Исландии северных конвоев постигла PQ-17. Выйдя 27 июня 1942 г. из Хвалфьордура на переходе морем, караван судов подвергся массированным атакам немецких самолетов и подводных лодок. Из 36 судов в составе конвоя, в том числе двух советских транспортов «Азербайджан» и «Донбасс», к Мурманску и Архангельску прорвались 11 судов, были потоплены 23, в Исландию вернулись 2 судна, погибли 153 чел., нашими кораблями и судами были спасены около 300 английских моряков. Потеряно большое количество грузов, в т. ч. самолетов, танков, грузовиков и боеприпасов.
18 июля У. Черчилль уведомил И. Сталина о судьбе PQ-17 и, подробно изложив трудности проводки конвоев в период полярного дня, сообщил, что британское и американское правительства пришли к выводу о нецелесообразности посылки в ближайшее время в СССР PQ-18. Вместо этого У. Черчилль обещал временно усилить снабжение СССР по трансиранскому маршруту.
Ответственность за разгром Р-17 целиком несло британское адмиралтейство. В письме от 23 июля И. Сталин резко ответил британскому премьеру, «что приказ Английского адмиралтейства 17-конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Подвоз через иранские порты, -подчеркивалось в письме, - никак не может компенсировать прекращение северных конвоев и что в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь».
Не оправдались надежды на открытие второго фронта в Западной Европе,
отложенное с 1942 г. на 1943 г. и вновь перенесенное на весну 1944 г.
После двухмесячного перерыва 2 сентября из бухты Лох-Ю в Архангельск вышел конвой PQ-18. Этому предшествовали напряженные совещания с участием посла СССР в Великобритании И.М. Майского, руководителя военной миссии адмирала Н.М. Харламова и представителей британского адмиралтейства. «Возымели свое действие,- вспоминал впоследствии
посол,- протесты из Москвы, протесты со стороны советских представителей в Лондоне, отрицательное отношение Рузвельта к прекращению северных конвоев».
Караван PQ-18 в составе 40 судов с усиленным охранением в сопровождении авианосца был атакован германской авиацией. До порта Архангельск дошли только 27 судов.
С октября по декабрь 1942 г. наступил новый перерыв в отправке караванов судов из-за отказа союзников посылать конвои до наступления полярной ночи (в этот период, пользуясь наступившей в северных широтах ночью, по предложению советской стороны в Мурманск и Архангельск отправлялись единичные суда без охраны).
Отправка конвоев в порты СССР возобновилась 15 декабря. Конвой JW-51a вышел из Лох-Ю и прошел незамеченный противником. 22 декабря конвой JW-51b отправился из Лох Ю и после морского сражения в районе Нордкапа без потерь прибыл в Кольский залив.
С января 1943 г. и до конца мая 1945 г., несмотря на снижение доли северного морского маршрута в общем объеме поставок в СССР по ленд-лизу в связи с расширением использования южного пути, через Иран, из базы Лох-Ю в Кольский залив было проведено 16 караванов судов. Последний из них конвой JW-67 вышел из базы Лох-Ю 12 мая и прибыл в Кольский залив 20 мая. В обратном направлении караван RA-67 отправился 23 мая и пришел на базу в Шотландии 30 мая.
Всего за период с августа 1941 г. по май 1945 г. проведенными в обоих направлениях 78 арктическими конвоями (1398 судами) была доставлена в Советский Союз почти треть всех или около половины военных грузов по ленд-лизу за годы Второй мировой войны.
Наиболее востребованы были военные и другие стратегические грузы, доставленные союзными конвоями по морскому арктическому маршруту в 1941 - 1942 гг. на первом этапе Великой Отечественной войны, в самый трудный для нашей страны период.