Чтобы помнили…
В следующем году страна отметит 80 лет со момента окончания Великой Отечественной войны. Вместе с уходом тех, кто был ее непосредственным участником, меняется и представление о значении этой даты. За последние два десятилетия мы стали чаще говорить о Дне Победы как о дне памяти и скорби, сегодня так считают четверть россиян (25%, +7 п.п. к 2005 г.). Эта позиция особенно близка тем, кто родился после 1992 г. (младшие миллениалы и зумеры) — 41-42%.
Большая часть россиян (67%, −9 п.п. к 2005 г.) по-прежнему воспринимают 9 Мая как праздник, как самую большую победу на протяжении всей истории России. Чаще об этом говорят рожденные до 1981 г. (74-78%), те, кто хорошо помнит многих фронтовиков и, вероятно, кто успел пообщаться лично с участниками тех событий.
Изменение восприятия Дня Победы отражает естественный процесс трансформации исторической памяти с течением времени. По мере удаления от событий коллективная память общества постепенно деперсонализируется и обобщается. Тем не менее, несмотря на смену поколений, Великая Отечественная война сохраняет свою фундаментальную значимость для россиян. Ее значимость не ставится под сомнение даже молодежью. Только 4% наших сограждан говорят о том, что Великая Отечественная война — это уже далекая история, которая не слишком волнует нынешнее поколение, с 2005 г. это мнение не стало популярнее (5%). Акцент на скорбь и память в восприятии Дня Победы молодыми поколениями, возможно, связан с изменением форм передачи исторической памяти. Если для старших поколений это было живое общение с участниками войны, то для молодежи — преимущественно книги, фильмы, музеи и мемориалы.
Эту мысль подтверждают и следующие данные: если бы россияне захотели рассказать своим детям или внукам о победе Советского Союза над фашистской Германией, то в первую очередь они бы рассказали о том, как воевали их родственники (15%), за пять лет этот вариант стал звучать реже (2019 г. — 24%). В то же время наши сограждане стали чаще говорить о том, что поведали бы историю войны и победы (10%, в 2019 г. этот вариант не называли). Наряду с конкретными событиями войны, такими как блокада Ленинграда (13%), Сталинградская битва (12%), Курская битва (7%), взятие Берлина, битва за Москву (по 5%), россияне рассказали бы о героизме, подвигах защитников Родины (13%), роли патриотизма (6%), тяжелом для людей времени (5%), жертвах войны (4%), фашизме (3%) и других ужасах войны (2%).
Таким образом, опрошенные хотели бы дать будущим поколениям целостное и многогранное представление о Великой Отечественной войне, сочетая личные семейные истории, ключевые исторические события, героические и трагические страницы войны, ее причины и последствия, а также способствовать через такие рассказы сохранению памяти о войне и формированию патриотических чувств.
Чем старше россияне, тем чаще они бы стали рассказывать о войне через историю своих родных — участников тех страшных событий (21-22% среди поколений застоя и оттепели, то есть рожденных до 1967 г., vs. 7% среди зумеров). Молодые же россияне обратились бы в таком случае к рассказам об истории войны (12-15% среди зумеров и миллениалов vs. 5% среди поколения оттепели) и героизме народа (15% среди зумеров vs. 9% среди поколения оттепели).